С. Санино.
19 км на восток в сторону Кидекши (проезжаем насквозь и дальше прямо). Традиционно преподносится как старый действующий монастырь с чудотворными иконами, фресками, источником. Но я о другом.
Воистину бесконечно интересное место. Аж 560 лет уже стоит на Суздальской земле. Сперва село Санино принадлежало Спасо-Евфимьеву монастырю. Но после реформы Екатерина II 1764-го оно перешло государству. Так и не обрело помещика. Экономические (позднее государственные) крестьяне Санино были лично свободными. Вместо оброка и барщины платили фиксированный денежный налог. Что способствовало их стремлению зарабатывать. И они зарабатывали! Кустарили дОма например. Но чаще уходили в города на заработки. Где строили, красили, чинили...
Обычные селяне (не монахи!) на заработанные деньги и своими силами построили в Санино 2 храма. Сперва в 1773-м летний Никольский. Затем в 1825-м зимний Покровский. И эти же самые селяне, а также жители соседних сёл и деревень (не монахи!) украсили церкви фресками и иконами.
Стоп!
Да, действительно, было время, когда Санино принадлежало монастырю. Но оно было обычным селом!
В истории русского села был коротенький промежуток, когда крестьяне обрели свободу. Большинство этого не заметили, или не поняли, что с ней делать. Но некоторые смекнули, что можно жить так, как хочешь этого ты сам. Хочешь вырабатывать дома холст? Делать пряжу? Лепить горшки? Вязать лыко? И всё это на продажу. Да пожалуйста! Хочешь ехать в Москву извозчиком? В Петербург кровельщиком? На Алтае руководить лесорубами? Страна-то огромная!
Не получилось? Попробуй ещё.
Сам! Всё сам! Без барина, без дьяка. Когда ты сам отвечаешь за конечный результат.
Пошло дело. Заработали. Скопили. САМИ построили церковь СЕБЕ. Советуясь. Требуя помощи. Им здесь СВОИХ детей крестить. И САМИМ быть здесь отпетыми.
Советская власть методично уничтожала индивидуальную деятельность всеми средствами. Только план. Только коллектив.
Коллективизация. Индустриализация. Выжигание из памяти идеи о самостоятельности. Закрывая (порой и уничтожая) сельские церкви, большевики не с богом боролись. А именно что с индивидуализмом людей, что их строили. Вот такой парадокс. И делали они это крайне эффективно. Уничтожив практически всё. Правда исключительно много дав взамен.
И мы до сих пор живём во всем этом. Очень мало тех, кто за что-то отвечает. Зато ОЧЕНЬ многие ругают всё и вся за дороги, коммуналку, пенсии... И чего-то ждут. Нам все должны.
-А как же САМ?
-А что я могу?
Знакомо?
Прикоснувшись к храма Санино, прочитав (обязательно!) надписи на окладах икон там, остановитесь. Задумайтесь. Ведь всё вокруг НАСТОЯЩЕЕ.
А монастырь? Да. Сейчас там женский действующий монастырь.